«Дети блокадного Ленинграда: Чертовищенский детский дом»
Подготовлена к 80-летию снятия блокады Ленинграда
Историческая справка
Массовая эвакуация из Ленинграда началась 22 января 1942 года решением ГКО СССР.
22 января 1942 года ГКО распорядился эвакуировать из Ленинграда 500 тысяч жителей. Эвакопункты на территории Ивановской области были организованы в городах Иваново, Александров и Владимир.
Согласно постановлению бюро обкома ВКП (б) и исполкома облсовета «О размещении и обслуживании эвакуированных жителей г. Ленинграда» от 18 января 1942 года к прибытию в область изначально ожидалось 20,5 тыс. эвакуированных жителей Ленинграда.
Однако уже через несколько дней в постановление были внесены коррективы: численность ленинградцев, подлежащих размещению на территории области, была увеличена до 30 тыс. жителей блокадного города[1].
Подлежали эвакуации в область в первую очередь дети и подростки, рабочие текстильных предприятий с семьями.
Заведующая эвакуированного из Ленинграда детского дома – интерната Н. Синицина в 1944 г. с благодарностью вспоминает и описывает события пребывания ее воспитанников в эвакуации: «Истощенные, слабые приехали наши ребята в Кинешму. Тяжелые дни блокады, пережитые в Ленинграде, наложили на них, казалось, неизгладимый отпечаток. Вместе со здоровьем дети утратили и резвость, веселость. Но давно прошли эти дни, когда мы с тревогой всматривались в лица своих воспитанников, теперь это – цветущие, жизнерадостные детские лица. В своих письмах к матерям, которые остались в Ленинграде, и отцам на фронт ребята пишут, что они живут хорошо»[2].
В 1942 году 9 городов и 11 районов Ивановской области приняли и разместили жителей Ленинграда, среди них города – Иваново, Кольчугино, Александров, Кинешма, Ковров, Вичуга, Вязники, Фурманов, Шуя; районы – Вичугский, Владимирский, Вязниковский, Комсомольский, Кохмский, Меленковский, Родниковский, Середской, Собинский, Тейковский, Юрьев-Польский[3].
Всего за годы войны в Ивановскую область было эвакуировано более 30 тысяч жителей Ленинграда. На территории области было открыто 38 детских домов; в них размещено более 5 тысяч детей — сирот.
В Кинешму и Кинешемский район за годы войны прибыло 1700 ленинградцев, около 700 детей школьного и дошкольного возраста. На территории района они были размещены в Наволоках, Решме, Кислячихе, Колшеве и Долматове. 115 ребят стали воспитанниками кинешемского (Ленинградского) детского дома[4].
[1] Околотин В.С. Ивановская область в годы Великой Отечественной войны. Кн. 2: 1 января – 31декабря 1942 года// В.С. Околотин. Иваново: А – Гриф, 2019. С. 389.
[2] Синицына Н. Чувствуем повседневную заботу шефов. //«Приволжская правда» от 26.04.1944 № 45 С.2.
[3] Околотин В.С. Ивановская область в годы Великой Отечественной войны. Кн. 2: 1 января – 31декабря 1942 года// В.С. Околотин. Иваново: А – Гриф, 2019.С. 403.
[4] Святов В.М. Кинешемский хронограф или Летопись края в датах. Иваново: Типография АО «Информатика», 2021. С.362.
Чертовищенский детский дом № 2 Ивановского областного отдела народного образования Вичугского района Ивановской области
Чертовищенский детский дом № 2 Ивановского областного отдела народного образования Вичугского района Ивановской области на 80 мест был образован в деревне Чертовищи в 1942 году как поступивший из Ленинграда, о чем свидетельствует паспорт учреждения за 1947 год. На содержание были размещены преимущественно дети школьного возраста. На основании приказа от 5 октября 1953 года Чертовищенский детский дом № 2 ликвидируется с 10 ноября 1953 года.
Паспорт Чертовищенского детского дома 1947 г. с указанием даты и причины основания. Ф. 547. Оп. 1. Д. 7. Л. 2.
Список воспитанников Чертовищенского детского дома из г. Кронштадта 1947 г. Ф. 547 Оп. 2. Д. 3. Л. 39
Документы фонда 547 «Чертовищенский детский дом № 2 Ивановского областного отдела народного образования Вичугского района Ивановской области, д. Чертовищи» в Кинешемском горархиве представлены в количестве 44 единиц хранения. В числе прочих:
- паспорт детского дома 1947 г., содержащий информацию о причине образования в 1942 г. («эвакуирован из Ленинграда»)
- приказы директора
- документы по реэвакуации, в том числе – списки реэвакуированных воспитанников 1944 -1947 гг., их личные карточки и другие документы из личных дел воспитанников
- документы по розыску родителей воспитанников, в том числе – письма — запросы директора детского дома, ответные письма учреждений и родителей.
На основании ряда документов представляется возможным проследить судьбу ленинградцев.
Судьбы ленинградцев в документах Кинешемского горархива: семья Чувашевых.
Война и блокада беспощадно разрушала семьи, разрывала родственные связи. Очень многие дети потеряли родителей, братья и сестры были разбросаны по разным детским домам.
Матери погибали от голода, спасая детей. Отцы защищали Родину.
Именно поэтому Победа не всем принесла долгожданное счастье. Кто-то потерял своих родственников. Кто-то не в силах был вернуть детей на содержание в семью по причине материальной несостоятельности. Прошли годы, прежде чем восстановились разрушенные семьи. Вот история одной из таких семей.
В фондах Кинешемского городского архива хранится автобиография сотрудника Чертовищенского детского дома Чувашева Александра Ивановича, бывшего фронтовика и защитника Ленинграда. В ней он сообщает о судьбе членов своей семьи. В 1942 году от голода умирает жена, вслед за ней от тифа умирает младшая дочь трех лет. По ходатайству командования Волховского фронта три старшие дочери эвакуированы в детские дома Ивановской области.
Война заканчивается. Александр Иванович разыскивает своих старших дочерей. Ходатайство в Областной отдел народного образования о переводе детей в Чертовищенский детский дом, где мужчина устроился работать завхозом, ведь у него совсем небольшой заработок, а имущество все уничтожено войной. Семья восстанавливается. «Я и нашел двоих Надежду и Веру в городе Меленки, а старшую, Нину, при фабрике имени Ногина г. Вичуга. Она кончала ФЗО и сейчас работает как воспитательница при фабрике «Ногина», куда я приехал, демобилизовавшись, и перевел этих двоих дочек, которые с августа 1945 г находятся со мной. Но ввиду моего малого заработка, и на родине не имеется никакого имущества, которое уничтожено войной, сам я служу последнее время завхозом при Чертовищенском д/д. Куда прошу и определить моих дочек ввиду моей несостоятельности. Зарплата моя 300 руб, с вычетами 240 руб. И поэтому я прошу ОблОНО устроить моих двух дочек в Чертовищенский дет. дом, временно до моего устройства жизненного уровня».
Автобиография
Я Чувашев Александр Иванович родился в 1901 году уроженец Смоленской области Демидовского района. В 1941 году был мобилизован в ряды Крестьянской Красной Армии на Защиту Нашего Отечества, участвовал на фронтах Волховском и Ленинградском в борьбе с фашистами за советскую Родину. 4 раза ранен, один из них тяжело, имею правительственные награды. В период моей службы 1941 г. по 1945 г. у меня умерла жена, не могла вырваться в тыл, и принуждена была с 4-мя детьми жить при фронтовой полосе, где условия прожиточного минимума были чрезвычайно плохи. От недоедания жена в 1942 году умерла, от тифа вслед за ней умерла младшая дочь 3х лет, после чего мои 3 дочери были направлены по ходатайству командования Волховского фронта, где я участвовал, и мои дети как фронтовика, были определены в Меленковский д/д бывшей Ивановской области, а теперь Владимирской. Где я и нашел двоих Надежду и Веру в городе Меленки, а старшую, Нину, при фабрике им-ни Ногина г. Вичуга. Она кончала ФЗО и сейчас работает как воспитательница при фабрике «Ногина», куда я приехал, демобилизовавшись, и перевел этих двоих дочек, которые с августа 1945 г находятся со мной. Но ввиду моего малого заработка, и на родине не имеется никакого имущества, которое уничтожено войной, сам я служу последнее время завхозом при Чертовищенском д/д. Куда прошу и определить моих дочек ввиду моей несостоятельности. Зарплата моя 300 руб, с вычетами 240 руб. И поэтому я прошу ОблОНО устроить моих двух дочек в Чертовищенский дет. дом, временно до моего устройства жизненного уровня.
Чувашев
Ф. 547 Оп.2 Д.3 Л.18
Автобиография Чувашева Александра Ивановича. Ф. 547. Оп.2. Д.3. Л.18.
Судьбы ленинградцев в документах Кинешемского горархива:
Ивановская земля – «второй дом» или возвращение на малую родину
В разное время возвращаются по месту жительства воспитанники и сотрудники эвакуированных из Ленинграда и области детских учреждений. В Ленинград. В Кронштадт.
Возвращаются не все. Для многих ленинградцев Ивановская область становится вторым домом. Нина Чувашева после войны трудится в Вичуге на фабрике им. Ногина. Молодая ленинградка Настя Малярова за два месяца до победы выполняет на фабрике «Красная ветка» сверх плана норму выработки пряжи, чтобы приблизить долгожданную Победу над фашистами. Возвращаться Насте некуда и не к кому: родители погибли в Ленинграде во время блокады.
Баракова А. Ленинградка.//«Приволжская правда» № 41 от 08.04.1945 г.
Большую работу по восстановлению семей осуществляет в 1950 – годы директор Чертовищенского детского дома Тычков.
Отец погиб на фронте. Мать умерла. Но остались другие родственники, проживающие в Ленинграде: родная сестра, бабушка и дедушка. Такой ответ дает директору в марте 1950 г. Исполком Свердловского районного Совета депутатов трудящихся г. Ленинграда на запрос о поиске родителей воспитанницы.
Ответ Исполнительного комитета Свердловского районного Совета депутатов трудящихся г. Ленинград от 13.03.1950 г. на запрос директора Чертовищенского детского дома о розыске родителей воспитанницы. Ф. 547. Оп. 2. Д. 4. Л. 53.
Письмо-запрос директора Чертовищенского детского дома в прокуратуру города Ленинграда с запросом о розыске родителей воспитанников. 1950 г. Ф. 547 Оп. 2 Д. 10. Л. 93.
Письмо директора Чертовищенского детского дома родителям воспитанника. Возвращение в семью. 1950. Ф. 547. Оп. 2 Д. 10. Л. 90.
Еще судьба. Еще семья, перенесшая ужасы войны и блокады. Семья – Маховой Вали.
Махова Валентина Ивановна — воспитанница Чертовищенского детского дома, которая находилась в учреждении с 1946 по 1950 гг. Из документов прослеживается судьба девочки. Мать умерла в Кронштадте 30 декабря 1941 г. от сердечной слабости и истощения в возрасте 36 лет, как значится в свидетельстве о смерти.
Свидетельство о смерти Лебедевой Таисии Максимовны. Ф. 547. Оп. 2. Д. 1. Л. 206.
Сухая телеграмма мужу: «Махов жена умерла 30 декабря приезжайте Кронштадт».
Телеграмма о смерти жены Махову Ивану. Ф. 547. Оп. 2. Д. 1. Л. 205.
От 6 января 1942 года письмо – ходатайство управдома с просьбой определить ребенка – сироту в детский дом. Акт обследования жилищных условий несовершеннолетнего с отметкой и заключением: братьев, сестер, других родственников нет; «мать умерла, отец на фронте»; «Ввиду того, что мать умерла, а отец на фронте, и о нем неизвестно. За ребенком некому ухаживать. Ребенок был привезен управхозом. Необходимо Махову назначить в детский дом. 20.01.1942 г. Инспектор по охране детства».
Акт обследования жилищных условий несовершеннолетней Маховой Валентины, подлежащей опеке и попечительству. 20.01.1942 г. Ф. 547. Оп. 2. Д. 1. Л. 204.
Заявление в Отдел народного образования управдома Чаусовской Т. о передаче в детский дом Маховой Валентины. Ф. 547. Оп. 2. Д. 1. Л. 207.
Дальше – детские дома. Чертовищи. Девочка взрослеет, поступает учиться в начальную школу, учеба дается с трудом. Валя растет скромной и ласковой. Наблюдаются способности к шитью.
Характеристики воспитанницы Чертовищенского детского дома Маховой Валентины. 1047, 1948 гг. Ф. 547. Оп. 2. Д. 1. Л.212, 213.
В 1950 году отец – фронтовик разыскивает дочь, о чем свидетельствуют письма директору учреждения. И, вероятно, происходит счастливое воссоединение семьи.
Эвакуированные в Кинешму и Кинешемский район дети.
Учеба и воспитание в условиях войны
О том, что пришлось пережить эвакуированным в область детям, остается только догадываться. Тем не менее, заведующая эвакуированного в Кинешму из Ленинграда детского интерната Н. Синицына в 1944 г. отмечает: «В своих письмах к матерям, которые остались в Ленинграде, и отцам на фронт ребята пишут, что они живут хорошо».
Живут хорошо – насколько позволяет военное время. Нужда и скудное питание, болезни, разлука с близкими – все это сопровождает детей войны еще очень долго.
В списке детских болезней воспитанников Чертовищенского детского дома: малокровие, хроническая туберкулезная интоксикация, панические атаки, упадок питания.
Докладная записка в Вичугский райпотребсоюз. Список детей с хроническими заболеваниями, представленных к дополнительному питанию. Ф. 547. Оп. 2. Д. 3. Л. 19.
Война заставляет ценить простые вещи. Приказом № 16 от 7 ноября 1943 года директор Чертовищенского детского дома поощряет детей за успешное окончание 1 четверти 1943 – 1944 гг. и премирует лучших детей подарками. Из Приказа директора Чертовищенского детского дома № 16 от 7 ноября 1943 года: «Всем воспитанникам детского дома обучающимся 1 – 2 – 3 – 4 классов – за успешное окончание I четверти 1943 – 44 уч. года объявляю благодарность. Всех отличников занести на доску почета, благодарность занести в личные дела и премировать их следующими вещами: … шерстяными рейтузами, … кожаными ботинками, …. теплым трикотажным бельем …».
Приказ директора Чертовищенского детского дома № 16 от 7 ноября 1943 г. о премировании воспитанников по итогам четверти. Ф. 547. Оп. 1 Д. 2. Л. 8 об., 9.
О том, что жизнь налаживается, свидетельствуют уже послевоенные документы. В аналогичном приказе директора того же Чертовищенского детского дома № 99 от 06.11.1945 года предметами поощрения детей значатся тетради, карандаши, перьевые ручки.
Приказ директора Чертовищенского детского дома № 99 от 6 ноября 1945 г. о премировании воспитанников по итогам четверти. Ф. 547. Оп. 1. Д. 3. Л. 12 об., 13.
Интересно, что в условиях войны не утихает воспитательная работа в отношении воспитанников эвакуированных детских учреждений. Особое внимание уделяется детской художественной самодеятельности: постановкам спектаклей и литературных композиций, деятельности детских хоров и даже постановке балетных танцев.
Приказ директора Чертовищенского детского дома № 48 от 30 апреля 1944 г. о вынесении благодарности коллективу воспитателей за организацию воспитательной работы. Ф. 547. Оп. 1. Д. 2. Л. 16.
По всей видимости, серьезно обстоит дело и в отношении образовательного процесса. Из 80 обучающихся в 1944 – 1945 учебном году лишь 13 детей успевают на «4» и «5». Большинство детей — 63 человека — имеют среднюю успеваемость. Есть неуспевающие – 4 человека.
Сведения об успеваемости воспитанников Чертовищенского детского дома за 1944 – 1945 уч. год. Ф. 547. Оп. 2. Д. 3. Л. 6.
Процесс реэвакуации тоже сопровождается определенными сложностями. Состав сухпайка в июне 1945 года для воспитанника на день довольно скуден: хлеба – 500 гр, сливочного масла – 50 гр, сахарного песка – 50 гр.
Приказ директора Чертовищенского детского дома № 40 от 12 июня 1945 г.: состав сухпайка на реэвакуацию. Ф. 547 Оп. 1. Д. 3. Л. 4 об.
Реэвакуация
Реэвакуация – возвращение эвакуированных на освобождённую родину.
Массовая организованная реэвакуация ленинградцев была организована в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 30 июня 1946 года.
В соответствии со специальным распоряжением СНК СССР за №927-р от 26 апреля 1945 года в Ленинград возвращались детские дома.
Личная карточка воспитанницы, выбывшей в 1949 г. к отцу Ленинград. Ф. 547. Оп. 2 Д. 4 Л.18.
Список воспитанников Чертовищенского детского дома, выбывших в 1942-1947 гг., с указанием мест поступления и выбытия. Ф. 547. Оп.2 Д.1 Л.3.
Список воспитанников Чертовищенского детского дома, выбывших в Ленинград. 1945 г. Ф. 547 Оп.2 Д.3 Л.5.
Список воспитанников Чертовищенского детского дома, выбывших в Ленинград. 1945 г. Ф. 547 Оп.2 Д.3 Л.5.
Список воспитанников Чертовищенского детского дома из г. Ленинграда, которые в июне 1945 г. возвращаются в семьи. Ф. 547. Оп. 2. Д. 10. Л. 2.
Список сотрудников Чертовищенского детского дома, выбывших в Ленинград. Июнь 1945 г. Ф. 547. Оп. 2. Д. 3. Л. 1.
Приказы № 27 – 28 директора Чертовищенского детского дома. Май 1945 г. Частичная реэвакуация. Ф. 547. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.
Акт о выдаче вещей детям и сотрудникам Чертовищенского детского дома на реэвакуацию. 29 мая 1945 г. Ф. 547. Оп. 2 Д. 4. Л.1, 2.
Приказ № 79 от 25 август 1944 г. об отъезде Деревицкой Татьяны с отцом в Ленинград. Ф. 547. Оп. 1. Д. 3. Л. 21.
Приказ № 67 от 14 июль 1944 г. об отъезде Жучкова Бориса с отцом в Ленинград. Ф. 547. Оп. 1. Д. 3. Л. 19.
Приказ №22 от 2 мая 1945 г. о выбытии Грищенкова Николая к матери в Кронштадт. Ф. 547. Оп. 1. Д.2. Л. 28.
Приказ № 85 от 30 сентября 1944 г. о выбытии в Кронштадт Евдокимовой В. и Зуева И. Ф. 547. Оп. 1. Д. 3. Л. 22.
Защита Ленинграда, оказание ему любой действенной помощи стали всенародным делом. В стремлении помочь осажденному городу проявился высочайший народный патриотизм и единство. Единство фронта и тыла.